@ARTICLE{26543118_288261861_2019, author = {Л. А. Окольская}, keywords = {, дети, социальная политика, государство, права детей, семья, ценности воспитания, модернизация, эмансипация, консерватизм, законодательство, риторикаконтент-анализ}, title = {
Модернизационные и консервативные изменения в постсоветской социальной политике в отношении детей
}, journal = {Вопросы образования}, year = {2019}, number = {2}, pages = {262-292}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2019--2/288261861.html}, publisher = {}, abstract = {Окольская Лидия Александровна — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук. Адрес: 117218, Москва, ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5. E-mail: okoli@yandex.ruС целью изучения представлений российских госструктур о детях как социальной группе, ценностей и норм социальной политики и действий государства в отношении детей проанализированы рамочные документы, характеризующие политическую риторику о детях, и версии закона о правах ребенка в Российской Федерации. В выборку вошли тексты двух жанров — риторические, рамочные документы (программы, концепции) и действующие законы. На основании контент-анализа текстов выявлены отразившиеся в законодательстве ценности воспитания и нормы обращения с детьми (универсализм, индивидуализация, гуманность, консерватизм, чувствительность к переменам) и методы социальной политики (стимулирование, приведение к норме, запреты). Анализ динамики характеристик социальной политики в отношении детей от 1990-х к 2010-м годам свидетельствует о наличии в ней как модернизационного, так и консервативного тренда. Модернизационный тренд 2010-х состоит в учете международного опыта при разработке правовых норм: дети признаются социальными акторами и равноправными участниками общественных процессов; восприятие государством детей как социальной группы становится более индивидуализированным; происходит отказ от коллективных форм ухода за сиротами, признается потребность детей в принадлежности и любви; в детях поощряются ценности автономии, такие как самостоятельность и ответственность. Консервативный тренд социальной политики в отношении детей выражается в статистически значимом росте поддержки традиционных ценностей—многопоколенной семьи, родительского авторитета и лояльности.}, annote = {Окольская Лидия Александровна — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук. Адрес: 117218, Москва, ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5. E-mail: okoli@yandex.ruС целью изучения представлений российских госструктур о детях как социальной группе, ценностей и норм социальной политики и действий государства в отношении детей проанализированы рамочные документы, характеризующие политическую риторику о детях, и версии закона о правах ребенка в Российской Федерации. В выборку вошли тексты двух жанров — риторические, рамочные документы (программы, концепции) и действующие законы. На основании контент-анализа текстов выявлены отразившиеся в законодательстве ценности воспитания и нормы обращения с детьми (универсализм, индивидуализация, гуманность, консерватизм, чувствительность к переменам) и методы социальной политики (стимулирование, приведение к норме, запреты). Анализ динамики характеристик социальной политики в отношении детей от 1990-х к 2010-м годам свидетельствует о наличии в ней как модернизационного, так и консервативного тренда. Модернизационный тренд 2010-х состоит в учете международного опыта при разработке правовых норм: дети признаются социальными акторами и равноправными участниками общественных процессов; восприятие государством детей как социальной группы становится более индивидуализированным; происходит отказ от коллективных форм ухода за сиротами, признается потребность детей в принадлежности и любви; в детях поощряются ценности автономии, такие как самостоятельность и ответственность. Консервативный тренд социальной политики в отношении детей выражается в статистически значимом росте поддержки традиционных ценностей—многопоколенной семьи, родительского авторитета и лояльности.} }